«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин
Недавно завершились работы по сооружению в Озерске (закрытый город в Челябинской области) памп-трека из переработанного вторсырья.
Памп-трек — это специальная волнообразная трасса для катания на велосипедах, самокатах, скейтбордах и роликах. Вдохновение, кстати, организаторы почерпнули из проектов в Европе.
В России памп-треки вообще-то есть. Например, в Москве. Однако чтобы покрытие было из переработанного пластика, кажется, это первый такой опыт в России.
Организаторы проекта «Разделяйка» (они занимаются раздельным сбором мусора), которые и создали памп-трек, говорят: дополнительная «фишка» в том, что пластик для памп-трека собирали в основном школьники Озерска. И теперь они видят в деле, куда пошло собранное ими вторсырье.
Академики предложат рекам новый путь: Северную Двину и Печору хотят повернуть на Донбасс
«Если люди в беде — их нужно спасать. Брать лопаты и перекапывать русла, чтобы дать им воду»
Корреспондент «Свободной прессы» пообщалась с Дмитрием Закарлюкиным, руководителем проекта «Разделяйка», членом общественного совета Минэкологии Челябинской области.
«СП»: Дмитрий, почему выбрали Озерск для этого проекта?
— Все просто. Проходил акселератор «Росатома». У госкорпорации в приоритете «атомные» города. У нашей «Разделяйки» команды есть во многих городах Челябинской области. В Озерске — очень слаженная и большая команда. В общем, совпало. Наша инициатива прошла отбор в акселератор «Росатома» среди 200 заявок. Это позволило провести глубинные исследования.
«СП»: Сколько потребовалось пластика, чтобы реализовать такой проект?
— Мы собрали полтонны пластика. Год собирали. На сооружение самого трека ушло недели две-три.
Пластиковые отходы, включая сложную многослойную упаковку, переработали в пластиковые ламели, ставшие основным строительным материалом для спортивного объекта.

«СП»: Кататься по треку будут велосипедисты?
— На самом деле преобладают самокатчики, новый тренд. Изначально была концепция, чтобы из такого пластика делать велодороги. Они же вечные будут. Меня вдохновлял опыт Нидерландов. Там из вторичного пластика начали печатать обычные дороги. В России это сложно: регуляция рынка и прочее. Решил пробовать с велодорогами. Как выяснилось из общения с представителями администраций, это тоже сложно будет пробить: «Интересно, классно, но непонятно».

«СП»: Руки не опустились?
— Нет. Мы провели глубокую работу в рамках акселератора, выдвинули много гипотез. В итоге поняли, что надо зациклить велодорожку и сделать ее с горками. Это называется памп-трек. И это оптимально.

«СП»: Почему?
— Во-первых, велодорогу можно строить от забора и до обеда, то есть бесконечно, как и обычные дороги в России. Памп-трек — это законченная единица. Сделал объект и пользуйся им сколько угодно.
Во-вторых, выяснилось, что памп-трек, оказывается, всем нужен. Девелоперы, например, загорелись, когда увидели нашу презентацию, постят теперь ее на своих страницах. Они хотят сделать это в своих новых жилищных комплексах (ЖК). Это важно не просто как что-то новое, а с точки зрения, что современный застройщик думает о подростках. До сих пор ЖК не охватывали благоустройством подростков. Это проблема — незанятый подросток — вредящий подросток! Я цитирую.

«СП»: В самом деле… Подросткам неинтересно ездить просто по прямой. Иное дело — горка, спуск, поворот.
— Конечно. Им нужен движ. Мы все были подростками, помним. Но для меня было важно найти продукт, который на падающем рынке вторсырья, в условиях глобальных проблем, будет востребован и высоко маржинален.
«СП»: Рынок вторсырья тоже, значит, падает?
— Жутко падает. И не планирует восстанавливаться. Я про полимеры прежде всего. Понятно, что есть макулатура, металлолом. Хотя и там проблемы. Но с полимерами катастрофа. Их сперва разогнали в цене.
А теперь вдруг открылись таможенные границы с Ираном, и оттуда погнали дешевую гранулу. В результате значительная часть российских переработчиков просто закрылась. Ситуация ужасная для рынка.
«СП»: Почему у Ирана такая дешевая гранула? У них дешевая рабочая сила?
— Там комплекс мер. Это можно отдельно разобрать. Предлагаю просто исходить из факта, что это случилось. Кстати, вторсырье в целом вопреки расхожим мнениям не дешевле обычного сырья, а дороже.
«СП»: Это еще почему?
— Вторсырье нужно собрать, разделить, помыть, переработать. Производственных этапов много. Первичное сырье измеряют мегатоннами. И за счет огромных объемов падает цена. Вторсырье собирается в малом количестве, неэффективными средствами, все это влияет на конечную стоимость такого сырья. И объективно вторсырье становится никому не нужно.
«СП»: То есть что теперь, зарастем мусором?
— Примерно так оно и есть. Единственный вариант — госрегулирование с субсидированием. Но все упирается в 44-й ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Рекомендации есть. Но глобально ничего не сделать.
«СП»: Однако вы нашли возможность сделать памп-трек в таких условиях.
— Мы анализировали беспросветно падающий рынок. Задача стояла так — самим придумать новый рынок: найти продукт, под который будет рынок сбыта. Обратили внимание на многослойную фольгированную полимерную упаковку. Она составляет примерно 10% от общего объема рынка полимеров.
«СП»: Сколько всего такого вторсырья в стране?
— Сейчас посчитаем. На миллион человек населения 500 тысяч тонн отходов. 10% из них — полимеры. А нужное нам вторсырье составляет 10% от всех полимеров. То есть 5 тысяч тонн многослойной фольгированной упаковки, которую в России перерабатывать практически негде. А все потому, что с этим материалом технически сложно работать.
«СП»: Масштабирование проекта возможно?
— Да. Памп-треки, с одной стороны, известная история. Их делают из бетона, асфальта, даже фанерные есть.
Преимущество варианта из пластика в том, что это вечное покрытие. Глупо и расточительно такой материал просто выкидывать на свалки или сжигать. А просто продавать такой материал бесполезно. Он никому не нужен. Вообще полимеры очень дешевые сейчас, я говорил.
Второй важнейший момент. Люди, которые собирали это вторсырье в Озерске, теперь получили его обратно в виде облагораживания городской инфраструктуры.
Они видят, что они не просто собрали вторсырье в какой-то желтый непонятный контейнер, они видят результаты своего труда, полезный и интересный объект.
Золотое проклятие нависло над регионами России
На местах пытаются навести порядок в многомиллионном бизнесе добычи драгметаллов, но пока толку ноль
«СП»: Школьники были в том числе среди сборщиков вторсырья?
— В первую очередь это были школьники. Которые и составляют ядро нашей «Разделяйки» в Озерске.
«СП»: И теперь они катаются по треку, который сами и построили, получается?
— Да, это их прямое участие, прямое влияние на жизнь города.
«СП»: Если проект масштабируемый, наверное, уже наметили, где будет второй такой объект?
— Видимо, в пригородном поселке Западный, микрорайон «Привилегия». Человек оттуда мне рассказал, что у него сын постоянно катается на велосипеде. И друзья его катаются. Человек 10 их таких. Ребята, которые все время в движении, которые не пьют и не курят. А будет памп-трек — таких подростков появится человек 50. Будет живое подтверждение гипотезы: занятый подросток — не хулиганящий подросток. И наоборот… Так что обсуждаем детали.
«СП»: По логике надо в областном центре попробовать. Скейт-парки же делают то на площади Революции, то возле памятника Курчатову.
— Я хочу историю развить так, чтобы мы собирали вторсырье в парках. Комитет культуры Челябинска в одном из парков (не помню, в каком) построил скейт-площадку. Есть мысль — на мусорных баках сделать точки сбора вторсырья. Которые потом будут превращаться в такие памп-треки. Так что планирую обсудить с мэром идею.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал